Зрительные иллюзии. Часть 1 — иллюзия подравнивания


zritelnyie-illyuzii-illyuziya-podravnivaniya1

Сегодня мы начнем знакомство с темой иллюзий зрительного восприятия.
Итак, что же такое зрительные иллюзии и чем они могут быть нам полезны?
Зрительные иллюзии — это впечатление которое создает объект и которое не совпадает с реальными свойствами объекта.
Зрительные иллюзии в одежде позволяют за счет расположения линий не меняя фактического размера изменить восприятие той или иной части фигуры, увеличить или уменьшить желаемую линию или объем управляя направлением внимания и такими психологическими свойствами как видение того, что ожидается, а не того, что есть на самом деле.

Впервые тема зрительных иллюзий в одежде была затронута Софьей Николаевной Беляевой-Экземплярской в книге «Моделирование одежды по законам зрительного восприятия«. Книга была издана еще в 1934 году.

Начнем с иллюзии подравнивания.
На более чем 190 примерах примерах мы рассмотрим, как расположение линий на одежде может улучшить восприятие каждого типа фигуры.


*Обновление*.
По просьбам читателей в статье добавлены слайдеры с дополнительными примерами.

Содержание

(нажмите на ссылку чтобы перейти в интересующий вас раздел)

1. Что такое иллюзия подравнивания и как она работает?
2. Общие правила использования зрительных иллюзий.
3. Как усилить действие иллюзии подравнивания?
4. Способы создания иллюзии.
5. Иллюзия подравнивания в действии:
5.1. Задача — выглядеть стройнее и выше.
5.2. Задача – сократить ширину верхней части тела, сделать плечи более узкими и покатыми.
5.3. Задача – расширить плечи.
5.4. Задача – визуально удлинить шею.
5.5. Задача – уменьшить размер груди.
5.6. Задача – увеличить размер груди.
5.7. Задача – подчеркнуть и уменьшить ширину талии.
5.8. Задача – сделать бедра уже.
5.9. Задача – сделать бедра стройнее, а ноги длиннее.
5.10. Задача – сделать ягодицы и бедра более округлыми.
5.11. Задача – уменьшить размер ноги и ширину стопы.

Иллюзия подравнивания

 

В первой части серии статей о зрительных иллюзиях в одежде мы рассмотрим иллюзию подравнивания и узнаем как расположение и конфигурация линий влияют на восприятие объемов фигуры.
1. Расположение линии.
Когда мы видим линию на одежде расположенную рядом с линией естественного физического очертание фигуры наше зрение фиксирует обе эти линии и мы воспринимаем реальный контур фигуры где-то между фактической линией фигуры и искусственно созданной линией на одежде.
2. Конфигурация линии (наличие или отсутствие изгибов).
То же касается и конфигурации линии.
Контур женской фигуры имеет более или менее выраженные изгибы и расположив рядом с изгибом более прямую или более изогнутую линию можно получить эффект более прямого, или более женственного восприятия силуэта.
Иллюстрация 1. Стройную астеническую фигуру изогнутые в нужных местах линии могут сделать более женственной.
В 50-е годы в моде был женственный силуэт и пышные формы. Крой подчеркивал изгибы грудь-талия-бедра, а линии на одежде создавали еще более изогнутый внутренний контур, усиливая женственность пропорции.

Иллюстрация 2. Более прямые чем реальный силуэт линии могут отвлечь внимание от изгибов и сделать формы менее подчеркнутыми.
В 20-е годы в моде было мальчишеское худощавое телосложение. Вместе с прямым кроем, линии на одежде игнорировали изгибы фигуры и создавали иллюзию более стройного и прямого силуэта.

Общие правила, которые стоит учитывать при использовании зрительных иллюзий

    1. Иллюзия работает на нюансе.
      При использовании зрительных иллюзий важно чтобы корректирующая линия была лишь частично более приближена к желаемой.
      Пример:
      Используя через чур вогнутые и выгнутые линии на очень прямой фигуре вы можете только подчеркнуть отсутствие изгибов. Для создания эффекта более женственной фигуры линии контура должны быть лишь слегка более изогнутыми, чем реальный силуэт.

 

    1. Акценты должны соответствовать типу фигуры.
      Не перемещайте акцент на невыигрышные части своей фигуры.
      Примеры:
      1. Если Ваш тип фигуры груша деления только в области бедер при в целом однотонном сочетании только привлечет внимание к бедрам, а значит зрительно увеличит их.
      2. Если талия слабо выражена по отношению к бедрам и плечам не стоит акцентировать эту область и с помощью зрительных иллюзий.
      И в том, и в другом случае подойдут линии по длине превышающая проблемную зону в полтора-два раза, а не расположенные строго на корректируемой части фигуры. Так и иллюзия будет работать, и акцента на проблемной зоне не будет.

 

  1. Избегайте нежелательного контраста.
    Примеры:
    1. Для типа фигуры яблоко характерны стройные (относительно плотного туловища) конечности и на них рекомендуется переносить акцент. Но зрительно делать ноги и руки еще стройнее для этого типа фигуры не желательно, так как туловище будет в этом случае казаться еще массивнее.
    2. Типу фигуры груша свойственна тонкая и выраженная относительно бедер талия. Но дополнительно зрительно сужать ее не стоит так как контраст талия-бедра усилится и низ фигуры будет казаться еще тяжелее.

Как усилить действие иллюзии?

  • Ширина боковых частей должна быть уже средней части. Иллюзия ослабевает, когда линии делят фигуру на три условно равные части.
  • Темные части расположенные с внешней стороны на фоне светлой середины усиливают иллюзию.
    Более светлая часть зрительно будет казаться расположенной ближе, а темные боковые части — дальше. Поэтому и контур создаваемый центральной светлой частью будет больше бросаться в глаза, чем более темный фактический контур фигуры. Аналогично эффект от иллюзии будет усиливаться в парах ткань с рисунком/однотонная ткань, фактурные/гладкие ткани, теплый/холодный цвет, глянцевая/матовая поверхность и т.д.

Способы создания иллюзии подравнивания.

Существует множество разнообразных способов создания дополнительного контура внутри фигуры:

  • Сочетание контрастных по цвету тканей;
  • Сочетание ткани с принтом и однотонной ткани;
  • Соединение двух тканей с принтами;
  • Контур созданный швами, выточками, фурнитурой;
  • Усиленный контур — цветные вставки создающие контур;
  • Ткань с принтом (или рисунком) расположенная таким образом, что принт создает дополнительный контур;
  • Расположение вышивки, аппликации, декоративных элементов;
  • Сочетание одежды в комплекте (способ ношения).

Все эти способы создания иллюзии мы подробно рассмотрим на примере создать более стройного и вытянутого силуэта, хотя вы найдете указанные приемы и в фото-примерах частичной корректировки фигуры.

Зрительные иллюзии в действии

Задача — выглядеть стройнее и выше.
Решение — более узкий контур внутри фактического очертания фигуры.

Сочетание контрастных по цвету или светлоте тканей — классический пример того, как работает иллюзия подравнивания.

1. Elie Saab, Jason Wu, Mandy Coon.

Мода предлагает нам разнообразные принты многие из которых не способствуют созданию стройного силуэта. Приручить ткани с рисунками помогут однотонные боковые вставки.

2. 3.1. Philip Lim, Mandy Coon, Jason Wu.

Соединение двух тканей с принтами.

3. Rodarte, Ruffian, Sea.

Конструктивные швы, выточки, отделка и фурнитура тоже создают контур, хотя и более деликатный. Правильное расположение и конфигурация этих линий также способствует тому, что силуэт выглядит более стройным.

4. Elie Saab, Stella McCartney, Etro.

5. DKNY (1, 2), Céline.

Усиленный контур. Контрастная вставка создающая дополнительную линию внутри силуэта.

6. Sportmax, Markus Lupfer, Etro.

Рисунок на ткани может быть расположен таким образом, что область с принтом образует более стройный контур на фоне однотонной части полотна.

7. Jean-Pierre Braganza, Holly Fulton, Felipe Oliveira Baptista.

8. Clements Ribeiro, Emilio Pucci, Roland Mouret.

Примеры того, как контур внутри фигуры создают вышивка и расположение декоративных элементов.

9. Bibhu Mohapatra, Dolce & Gabbana, Temperley London.

10. Erdem, Aquilano.Rimondi, Lanvin.

Благодаря способу ношения одежды также могут создаваться линий внутри силуэта.
Однотонные кардиганы и жакеты на фоне принтов, а также расстегнутая верхняя одежда придают эффект большей стройности.

11. Kimberly Ovitz, Mulberry, Rodarte.

12. ICB, Rochas, Barbara Bui.

13. Gary Graham, ICB, Timo Weiland.

Иллюзия подравнивания на верхней одежде.
1 — усиленный контур, 2 — сочетание однотонных материалов, 3 — сочетание однотонной ткани и ткани с принтом.

14. Sportmax, Catherine Malandrino, Dries Van Noten.

1 — расположение рисунка на ткани, 2 — сочетание двух однотонных тканей, 3 — комбинирование однотонной ткани и ткани с рисунком.

15. Carolina Herrera, Burberry Prorsum (2,3).

Задача — сократить ширину верхней части тела, сделать плечи более узкими и покатыми.
Решение — темные и однотонные ткани для области рук и плеч на фоне более ярких цветов и тканей с рисунком.

Одежда с темными рукавами создает ощущение более узкой верхней части фигуры. Тот же эффект можно получить при сочетании одежды ярких или светлых цветов или одежды с активными принтами с темными и однотонными расстегнутыми кардиганами и жакетами.
Эти приемы отлично подойдут для типа фигуры «перевернутый треугольник«.
+ Для одежды цель которой создать более узкий силуэт в верхней части фигуры лучше всего подойдут мягкие фактуры, например трикотаж.
! Для типа фигуры «груша» («треугольник») не желательны подобные сочетания.

18. Tommy Hilfiger, Rue du Mail, Vivienne Tam.

19. Ralph lauren, Proenza Schouler, Rue du Mai.

20. Rebecca Minkoff, Marc by Marc Jacobs, Edun.

21. Clements Ribeiro, J.Crew, Organic by John Patrick.

22. Carolina Herrera, Giles, Dsquared².

Для того чтобы сделать плечи более покатыми подойдет рукав реглан.
Линия должна быть диагональной с преобладанием вертикали. Чем ближе к вертикальной будет линия, тем менее острыми и более покатыми будут выглядеть плечи.
Также важно чтобы линия была слегка выгнутой, а не прямой или угловатой.
Линия реглана как бы дублирует силуэт плеча, но она должна быть более покатой чем реальный угол. Тогда визуально угол плеча будет восприниматься как нечто среднее между реальным силуэтом и линией реглана.

+Эффект усилят сочетание светлой полочки и темных рукавов, полочки с рисунком и однотонных рукавов и так далее.
! Если линия реглана будет скорее горизонтальная, можно получить обратный эффект. Также Избегайте прямых и угловатых линий.

23. Surface to Air, Clements Ribeiro, Proenza Schouler.

Задача — расширить плечи.
Решение — горизонтальные линии в районе плеч.

Эта иллюзия подойдет для того, чтобы уравновесить низ типа фигуры «груша«.
Горизонтальные линии в области плеч часто применяются в мужской одежде, так как мужская фигура «перевернутый треугольник» является таким же эталоном, как и женская фигура «песочные часы».
+ Линия расположенная в самом широком месте плеч даст максимальный эффект.
! Для фигуры «превернутый треугольни» горизонтальные линии в области плеч нежелательны.

25. Valentino, Thakoon, BCBG Max Azria.

26. Jean-Pierre Braganza, Proenza Schouler, A.L.C.

27. Prabal Gurung, Bibhu Mohapatra, Haider Ackermann.

Задача — визуально удлинить шею.
Решение — перенести точку соединения линии плеча и горловины вниз.

Линия соединения передней и задней частей одежды расположена на плече, точка соединения плечевой линии с горловиной условно совпадает с началом шеи. Когда добавляя дополнительную деталь мы создаем чуть ниже плеча еще одну точку и идущую от нее линию визуально линия плеча и основание шеи воспринимается между двумя этими линиями и точками.
Таким образом длина шеи зрительно увеличивается, а плечо кажется ниже чем оно есть на самом деле.
+ Если линия будет диагональной, а не горизонтальной взгляд будет скользить вниз и эффект иллюзии усилится.
! Желательно, чтобы на уровне шеи не было никаких дополнительных горизонтальных деталей, например, украшений.

28. Rebecca Minkoff, Wayne, Lacoste.

29. A.L.C. (1,2), J. Mendel.


Задача — визуально уменьшить объем груди.
Решение — прямые вертикальные или диагональные линии.

Прямая линия расположенная в области груди на ткани обтягивающей фигуру будет создавать изгибы. При этом, чем больше размер груди — тем более изогнутой будет линия. Если ваша задача визуально уменьшить размер, то линии в области груди должны оставаться прямыми. Получить такой эффект можно расположив линии ближе к краю или середине.

+ Обратите внимание на плотность ткани и степень облегания фигуры. При достаточно округлых формах, которые вы хотите завуалировать мягкие и тонкие ткани не обтягивающие фигуру, но и не слишком свободные будут предпочтительны.
! Горизонтальные линии в области груди нужно исключить, они сведут иллюзию на нет.

30. Stella McCartney, Suno, Ports 1961.

31. Lanvin, Gary Graham, Erdem.

32.Gucci, Iceberg, Alexander Wang.

33. Mary Katrantzou, Vera Wang, Barbara Bui.

34. Calvin Klein Collection, Calvin Klein Collection, Elie Saab.

35. BCBG Max Azria (1-3).

36. Badgley Mischka, Giambattista Valli, Pringle of Scotland.


Задача — зрительно увеличить грудь.
Решение — горизонтальные и вертикальные линии изогнутые по форме груди.

В случае когда наша задача создать иллюзию большего объема действуем прямо противоположенным образом — выбираем изогнутые в области груди линии. Зрительно этот трюк создает иллюзию, что линия естественным образом выгнулась огибая женственные формы.

+ Линии расположенные вертикально — отличное решение для невысоких девушек, которые хотят создать иллюзию большего бюста. В отличие от горизонтальных членении, они не будут уменьшать рост.
! В случае с вертикальными изогнутыми линями главной характеристикой должно быть то, что линия изогнута, а не то, что линия вертикальна.
38. Tory Burch, Erdem, J. Mendel.
Горизонтальные изогнутые линии над грудью.

39. Cushnie et Ochs, Peter Pilotto, Jil Sander.

40. Alberta Ferretti, Nina Ricci (2,3).

Более нестандартное решение — горизонтальные изогнутые линии под грудью.
42. Jil Sander (1,2), Cushnie et Ochs.

Примеры вертикальных изогнутых линии.

43. Balenciaga, Badgley Mischka, Gary Graham.

44. Stella McCartney (1-3).

45. Antonio Berardi (1-3).


Задача — подчеркнуть и уменьшить ширину талии.
Решение — применение иллюзии подравнивания в области талии.

Пояс, ремень или детали модели должны выделить более узкое расстояние внутри фактической талии.
+ Иллюзия усиливается, если боковые или средняя часть пояса совпадают или близки с основным цветом одежды.
! Линии не должны делить область талии на три равные части — может получиться обратный желаемому эффект. Лучше когда середина шире боковых частей.

46. Acne Studios (1,2).

47. Jean Paul Gaultier, Fendi, Cacharel.

48. Versace (1-3).

49. Timo Weiland, Thakoon Addition (2,3).

50. Kenzo, Barbara Bui, Mary Katrantzou.

Задача — сделать бедра более узкими.
Решение — создать в этой области более узкий силуэт внутри фактического.

Вертикальные деления на юбке или брюках визуально уменьшат объем бедер.
+ Более узкий силуэт может создаваться с помощью соединения тканей разных цвететов, однотонных тканей и тканей с принтом, конструктивных швов, выделенного контура.
! При выборе длины юбки объективно оцените стройность ног.

51. DKNY, Marco de Vincenzo.

52. Antonio Marras, A.L.C., Rogan.

53. Tommy Hilfiger, Rag & Bone, Etro.

55. Sacai (1,2), N°21 — Alessandro Dell’Acqua.


Задача — зрительно сделать бедра стройнее, а ноги длиннее.
Решение — брюки и макси юбки с контуром по всей длине.

Брюки и юбки ткань которых облегает в верхней части бедер и свободно свисает с самой широкой их точки украсят фигуру независимо от её полны, в то время как узкие брюки и легинсы подойдут только для стройных ног.
Линия начинающаяся от талии подчеркнет область талия-бедра, поэтому лучше всего подойдет для фигуры «песочные часы,» для типа фигуры «груша» желательно чтобы контур начинался от бедер, например, за счет того что область талии закрыта жакетом или напуском топа.
+ Традиционные способы сделать ноги длиннее — каблук и отсутствие горизонтальных членение — усилят иллюзию.

61. Dries Van Noten, Araks, Aquascutum.

62. Preen, Pringle of Scotland, See by Chloé.

Принт.

63. Etro, L.A.M.B., Mandy Coon.

58. Chalayan, Just Cavalli, Balmain.

64. Peter Pilotto, Cacharel, Rebecca Minkoff.

Задача — зрительно сделать ягодицы и бедра более округлыми.
Решение — линии огибающие фигуру.

Также как и при применении иллюзий для зрительного увеличения объема груди, выгнутые и вогнутые линии подчеркивают и усиливают изгибы и округлости бедер и ягодиц.
Для того чтобы понять принцип действия иллюзии можно представить себе очень обтягивающую ткань юбки или брюк в полоску. Надетая на фигуру с округлостями полоска будет значительно сильнее изгибаться и искажаться по форме фигуры чем полоска надетая на худощавую фигуру.
Именно поэтому видя изогнутую линию мы неосознанно «подравниваем» реальные объемы под ней.

Задача — зрительно сделать меньше размер ноги и ширину стопы.
Решение — обувь с внутренним контуром на стопе.

Иллюзия подравнивания может быть применена не только к одежде, но и, например, к обуви.
Конструктивные или декоративные линии на обуви также могут создавать внутренний контур. За счет него можно влиять на восприятие размера и ширины стопы.

Заключение

Как видите, зрительные иллюзии имеют очень широкий спектр применения.

Я постаралась как можно шире освятить варианты использования иллюзии подравнивания, но уверена что понимая свои личные потребности и принципы того как действует расположение и конфигурация линий на восприятие фигуры вы найдете еще массу интересных вариантов для себя.

До встречи в следующих статьях о зрительных иллюзиях!

 

Зрительные иллюзии в одежде 

Часть 2. Углы

 





Похожие статьи


  • Хотите узнавать о новых статьях в день их публикации? Заполните форму и получайте оповещение прямо на почту.

    Введите свой Е-майл:

  •